Рецепт сыра Маасдам

Если попросить любого человека изобразить кусочек сыра, он нарисует сыр с большими глазками. Швейцарские сыры с большими глазками считаются самыми красивыми из всех сыров, благодаря присущему им уникальному рисунку из крупных дырочек. Однако голландские сыроделы не позволили швейцарцам почивать на лаврах и придумали свой "большеглазый" сыр, который сейчас получил мировую известность и знаком нам всем под именем Маасдам. Мы хотим поделиться с вами рецептом домашнего Маасдама из коровьего молока - по нему получается очень вкусный и красивый сыр, которым вы сможете порадовать своих близких и удивить друзей. Приготовить Маасдам дома совсем не сложно, на него не требуется огромных порций молока, как на другие сыры швейцарского типа. Вполне достаточно будет 8 литров. Давайте приступим! 

Статья о сыре Печать страницы
Фото Светланы Ильиной



Ингредиенты
8 л.
цельное коровье молоко

не ультрапастеризованное

1/8 ч.л.
сухая термофильная закваска
или
80мл 5.5 ст.л.
материнская термофильная закваска
1/16 ч.л.
пропионовокислые бактерии

Propionibacterium shermanii, растворить в 1 чашке молока комнатной температуры

1/2 ч.л.
жидкий сычужный фермент (телячий)

растворить в 50мл воды температуры 30-35ºС
или сычужный фермент в другой форме, в дозировке, согласно указаниям на упаковке

1 ½ ч.л. (8 мл.)
хлорид кальция, раствор 10%

растворить в 50мл воды комнатной температуры

или руководствуйтесь дозировкой, указанной производителем препарата на упаковке

максимальная доза внесения - 2 г сухого кальция на 10 л молока

Соляная ванна
800 г.
соль морская среднего помола

не йодированная

3.2 л.
вода кипяченая
1 ст.л.
хлорид кальция, раствор 33%
1 ч. л.
уксус белый столовый
Оборудование
10 л.
кастрюля

эмалированная или из нержавающей стали

15 л.
кастрюля

для водяной бани

с макс. нагрузкой от 4 кг
пресс для сыра
пищевой термометр
длинный нож

для нарезки сгустка

шумовка

деревянная или пластиковая

на 1 кг. 10-12 см.
форма для прессования сыра

микроперфорированная, цилиндрическая

[опционально] набор мини-мерных ложек
[опционально] пара мерных стаканчиков 50 мл
сырная ткань

марля или муслин

воск для сыра, латексное покрытие, либо пакет для созревания

выберите покрытие, в зависимости от ваших предпочтений


Примечание: лучше всего этот сыр делать минимум из 20 литров молока, это будет способствовать правильной работе пропионовых бактерий. Но для начала попробуйте 8-литровый рецепт. Это, в основном, скажется на размере и форме глазков (чем меньше головка сыра, тем меньше глазки). Зато килограммовый маасдам у вас созреет уже через 4 недели.


Расписание приготовления сыра Маасдам (от начала до конца приготовления)

Первый день:
  • 3 часа на приготовление сырного зерна (активная фаза)
  • 10 - 12 часов на формовку и прессование (пассивная фаза)
Последующие дни:
  • 6 часов на посолку в соляной ванне (пассивная фаза)
  • 2-3 дня на сушку корочки (пассивная фаза)
  • 2 недели на первую стадию созревания (пассивная фаза)
  • 4-6 недель на вторую стадию созревания (пассивная фаза)

Пошаговый рецепт приготовления домашнего Маасдама

  1. Разведите пропионовую бактерию в 1 чашке молока, остальное молоко медленно нагрейте на водяной бане до 33°С.
  2. При нагреве молока влейте в него раствор хлористого кальция, тщательно перемешайте по всему объему.
  3. Добавьте термофильную культуру. Посыпьте порошок на поверхность молока, дайте впитать влагу в течение 3-5 минут. Затем хорошо перемешайте снизу вверх, распределяя культуру по всему объему молока.
  4. Добавьте разведенные пропионовые бактерии. Перемешайте.
  5. Накройте крышкой и дайте постоять 30 минут. Чтобы избежать остывания молока, можно также укрыть его полотенцем.
  6. Снова перемешайте, затем влейте растворенный фермент. Перемешивайте снизу-вверх, чтобы максимально равномерно распределить фермент по всему объему молока.
  7. Накройте кастрюлю крышкой и оставьте на 35-40 минут для свертывания молока.
    [опционально] Для точного определения необходимого времени свертывания и получения сгустка нужной консистенции определите точку флокуляции и рассчитайте время свертывания по формуле K = F * M (мультипликатор = 2.5, F - время флокуляции в минутах). После проведения расчета накройте кастрюлю крышкой и оставьте сгусток в покое на оставшееся число минут. 
  8. Проведите тест на чистое отделение. Если сгусток недостаточно плотный, оставьте еще на 10-15 минут.
  9. Когда сгусток стал плотным и блестящим, как желе, разрежьте его на кубики стороной в 1-1.5 см.
  10. Помешивайте сгусток 20 минут, поддерживая температуру 32-33°С.
  11. Оставьте на 5-7 минут, чтобы сырное зерно осело на дно кастрюли.
  12. Далее нам нужно уменьшить кислотность. Для этого слейте примерно треть сыворотки (в данном рецепте это около 3л), после чего влейте в кастрюлю такой же объем горячей воды (температурой около 60°С). Тщательно перемешайте воду с сывороткой.
  13. Затем медленно увеличьте температуру до 42°С в течение 20-30 минут. Все это время медленно и аккуратно помешивайте сгусток.
  14. После этого снова оставьте сырное зерно оседать на дне кастрюли в течение 5-7 минут.
  15. Слейте сыворотку так, чтобы оставшееся количество покрывало поверхность осевшего сырного зерна.
  16. Переложите сгусток большой шумовкой в выстеленную марлей форму. Старайтесь максимально расправить все складки на марле и разровнять сырное зерно, чтобы получить гладкую поверхность сыра.
  17. Поставьте вес 2 кг и прессуйте 15 минут.
  18. Выньте сыр из формы, переверните и перезаверните в чистую ткань и прессуйте еще 30 минут весом 2 кг.
  19. Выньте сыр из формы, переверните и перезаверните в чистую ткань и прессуйте еще 60 минут весом 3 кг.
  20. Выньте сыр из формы, переверните и перезаверните в чистую ткань, затем поставьте вес 4 кг на 8-12 часов (на ночь).
  21. Сделайте соляную ванночку, растворив соль в воде (пропорции указаны выше). Чтобы соль растворилась полностью, нагрейте воду до температуры 70-80°С, затем добавьте соль, уксус и хлорид кальция в указанных пропорциях. Затем остудите раствор до температуры 15°С.
  22. Выньте сыр из формы и поместите в ванночку для посолки на 6 часов, несколько раз переворачивая.
  23. Выньте сыр из ванночки и поставьте сушиться 2-4 дня, до полного высыхания корочки. Переворачивайте сыр 2-3 раза в сутки, чтобы он равномерно высыхал.
  24. Когда корочка сыра стала абсолютно сухой, его нужно покрыть защитным слоем. Это может быть восковое или латексное покрытие, либо пакет для созревания. Если используете пакет, убедитесь, что он закрыт полностью герметично, иначе в него может проникнуть плесень.
  25. После запечатывания сыра необходимо поместить его в помещение для созревания. Схема созревания сыра следующая:
    10-14 дней при температуре 10-12°С, переворачиваем раз в сутки.
    4-6 недель при температуре 16-20°С, переворачиваем раз в 3 суток. В этот период вы увидите, что сыр становится объемнее, округляется. Это работают пропионовые бактерии, образуя в теле сыра глазки.
    Если в вашем помещении температура превышает 20°С, можем посоветовать соорудить следующую камеру для созревания. Вам понадобится: термосумка, доска, дренажный коврик, бумажные полотенца, термометр комнатный, 2 элемента холода.
    - возьмите обычную термосумку, герметично закрывающуюся
    - на дно сумки положите деревянную доску, на нее - дренажный коврик или бумажные полотенца в 2 слоя, на них - сыр маасдам
    - положите в сумку термометр
    - на дно сумки положите один элемент холода. Меняйте его раз в сутки на второй элемент холода, к этому времени замороженный в морозильной камере
    Таким образом, температура в сумке у вас будет колебаться от 15 до 20°С на протяжении суток, что будет оптимально для созревания маасдама.
  26. После 6-ти недель созревания при температуре в 18°С сыр готов к употреблению. Его можно хранить до 1 года при температуре 8°С (например, в обычном холодильнике на полке для фруктов/овощей).
Последнее обновление - 12.05.2021 [21:50]

Похожие материалы

голландский сыр с большими глазками и ореховым вкусом
43   
норвежский сыр в швейцарском стиле
4 - сложность высокая
45   
итальянский полутвердый сыр из коровьего и козьего молока
3 - средняя сложность

4 - сложность высокая, Propionibacterium shermanni, гладкая текстура, голландский сыр, коровье молоко, короткий срок созревания, Маасдам, маслянистый вкус, невареный сыр, ореховый вкус, открытая текстура, пластичная текстура, полутвердый сыр, прессованный сыр, рецепт сыра, сладкий вкус, ферментативная коагуляция, фруктовый вкус


Подписаться на рассылку

Комментарии



Скрыть Комментарии
 
Сафронова Елена, Челябинск 03.06.18 11:14

Переместила сыр Маасдам на теплую стадию созревания. Сейчас на этой стадии где то 5-6 день. Головка в термоусадочном пакете. Сквозь пакет проглядывают темные пятна, подозреваю плесень , что делать? Пока убрала в темпер ниже 20 гр.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 04.06.18 08:10 03.06.18 11:14 Сафронова Елена

Лен, термопакет снимите, головку от плесени почистите, протрите уксусом или рассолом, просушите, затем либо покройте латексом, либо натрите оливковым маслом (чтобы не потрескалась корка) и оставьте натуральную корку. Мне термопакеты не нравятся именно тем, что в них обязательно начинает расти плесень, как ни старайся. Там для нее очень условия благоприятные получаются.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Сафронова Елена, Челябинск 11.06.18 07:31 04.06.18 08:10 Хомякова Юлия

Юля, я сняла пленку, обтерла и латексом покрыла. Когда сняла пленку, от головки такой сильный сырный аромат шел! Мне кажется я такого аромата еще "не нюхала"-)) Сейчас лежит на теплой стадии, завтра будет 2 недели . Округления никакого нет! Форма как была так и осталось. Делала из 8 литров. Хотя бы чуть чуть должен измениться? Может пусть еще недельку полежит? Я еще в начале стадии не могла сделать 22гр., неделю было где то 14-18. Оставить еще на неделю?

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 13.06.18 11:01 11.06.18 07:31 Сафронова Елена

14 градусов - это для Маасдама еще холодная стадия)  Получается, что в теплой стадии прошла только неделя. Запаситесь терпением, скоро должен начать пухнуть. И минимально на теплой стадии сыр должен находиться 4 недели, так что вам ждать еще 3)

Ссылка на комментарий Ответить

 
Сафронова Елена, Челябинск 13.06.18 12:45 13.06.18 11:01 Хомякова Юлия

Ой Юля,спасибо, успокоила)), раз так ,то буду ждать, а то я хожу хожу вокруг него, думала уж так съесть что ли

Ссылка на комментарий Ответить

 
Таня 13.06.18 13:47

Я забыла в холодильнике сыр на пассивной фазе вызревания на 3,5 недели. На нем небольшие кружочки плесени (ок.3-4 мм). Есть ли смысл его сейчас ставить на 2 стадию (в тепло)? или использовать уже в таком виде, как есть? Заранее спасибо за совет.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 13.06.18 15:06 13.06.18 13:47 Таня

Таня, добрый день! Да, конечно есть смысл. Плесень сотрите и в тепло )

Ссылка на комментарий Ответить

 
Таня 13.06.18 15:19 13.06.18 15:06 Хомякова Юлия

Спасибо, Юлия. Так и сделаю.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Надежда 14.06.18 07:02

Юля, доброе утро. Может защитным слоем является термоусадочный пакет?

Ссылка на комментарий Ответить

 
Надежда, СПб 14.06.18 07:06

Юля, извините, не видела Вашего предыдущего комментария про термоусадочный пакеты. Жаль, что они себя так проявляют. Это получается, что под ними всегда плесень? 

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 15.06.18 09:43 14.06.18 07:06 Надежда, СПб

Ну не всегда, конечно. Если в этот пакет сыр запечатать как-нибудь вакуумным упаковщиком, то, скорее всего, плесень расти не будет. В остальных случаях безвоздушное пространство обеспечить довольно трудно.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Надежда, СПб 15.06.18 12:54 15.06.18 09:43 Хомякова Юлия

Спасибо, просто аж жуть, как хочется упокавать. Попробую наверно и хвости запаяю. 

Ссылка на комментарий Ответить

 
Борисов Юрий, Коломна 16.08.18 17:04

Добрый день, читаю отзывы, никто не пишет, каким получился конечный результат. Плесень, температура обсуждается, вполне рабочие моменты... У меня вопрос к тем, кто достиг хотя бы раз конечной цели, Юлия, в частности и к вам )). Делаю уже не первый раз, головки делал весом и 1, и 2-3 кг, результат один и тот же, глазки не крупные, единичные, а диффузно распространённые по телу сыра, размером от 0,2 до 0,9 см, частые. В чем косяк? 

Ссылка на комментарий Ответить

 
Борисов Юрий, Коломна 16.08.18 17:08

Та же голова

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 17.08.18 13:27 16.08.18 17:04 Борисов Юрий

Юрий, добрый день. Так выглядят не очень активные пропионики. Пара головок ярлсберга (из той же серии) была с такими же глазками, потом сменила пропионики и последняя очень порадовала. Однако глазков получилось довольно много, я бы хотела уменьшить их количество, в следующий раз буду использовать ту же закваску, но в меньшей дозировке. 

Еще может зависеть от температуры на теплой фазе - вы при какой выдерживаете?

Ссылка на комментарий Ответить

 
Борисов Юрий, Коломна 17.08.18 15:44 17.08.18 13:27 Хомякова Юлия

19-21°. Температура стабильная, не скачет. Насчёт активности пропионок версия мне больше нравится, сам грешил на них, поскольку результат не только на этих заквасках такой. Скорее всего, пропионки полудохлые. Поменяем, чё ж ))) Спасибо.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Ильина Светлана, Воскресенск 11.01.19 00:57 16.08.18 17:04 Борисов Юрий

Юрий, здравствуйте!

Вот здесь в комментариях есть фото моего Маасдама, который я делала по рецепту с этого сайта. Получилася прекрасный, просто, волшебный!

https://cheese-home.com/blogs/show/165/923/Maasdam-Vopros-po-tehnologii

Ссылка на комментарий Ответить

 
Ильина Светлана, Воскресенск 11.01.19 01:03

Юля, подскажите, пожалуйста, если Мааслам делать из двойной порции молока, то как меняется время прессования? Нужно наверное, брать удвоенный вес груза, а время оставется прежним? 

А как меняются сроки выдержки после запечатывания? 

И еше вопрос, можно ли увеличить дозу пропионок, если есть подозрение, что они могут быть не очень активными, а новые приобрести я не успела? А молоко уже завтра приедет :)

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 14.01.19 09:41 11.01.19 01:03 Ильина Светлана

Светлана, видела ваш дневник, все хорошо у вас. Смотрите, вот тут у меня подробно расписано, как адаптировать рецепт под ваше количество молока https://cheese-home.com/article/143/595/Kak-adaptirovat-recept-pod-imeyuscheesya-kolichestvo-moloka . Нагрузка считается не по весу сыра, а по диаметру формы. Для срока выдержки примерная формула дана в статье.

P.S. я уже, кажется, писала, что у вас в тот раз получился идеальный маасдам, который только может быть в домашних условиях, и всем ставлю его в пример =)) Можно ли использовать ваше фото как титульное для этого рецепта?

Ссылка на комментарий Ответить

 
Ильина Светлана, Воскресенск 14.01.19 10:18 14.01.19 09:41 Хомякова Юлия

Юля, добрый день. Спасибо за пояснения, посмотрю обязательно. Не всегда сама могу найти на сайте необходимую информацю :)

Конечно, можете использовать любые из моих фото, это даже приятно :)

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 15.01.19 09:18 14.01.19 10:18 Ильина Светлана

Спасибо, Светлана! Поставила )

Ссылка на комментарий Ответить

 
Ильина Светлана, Воскресенск 15.01.19 23:19 15.01.19 09:18 Хомякова Юлия

Вам спасибо!! :)

Ссылка на комментарий Ответить

 
Маргарита 08.02.19 22:50

Подскажите пожалуйста в первый период вызревания нужно поддерживать влажность? Если да, то какую?

Ссылка на комментарий Ответить

 
Щиковская маргарита 25.02.19 21:25

Уточните пожалуйста, с какого момента начинать отсчитывать срок созревания маасдама? С самого первого момента после сушки, или 4 недели после выдержки при 10-13 градусах?

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 26.02.19 14:14 08.02.19 22:50 Маргарита

Здравствуйте. В зависимости от того, чем у вас сыр покрыт. Если латексом - то процентов 70 будет достаточно. Если воском или в пакете, то можно и меньше.

Срок созревания отсчитывается с п.23 в рецепте.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Миронов Василий, Сочи 06.04.19 21:17

Мой маасдам спустя 2 недели ,,теплой" фазы.Так и должно быть?

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 08.04.19 13:57 06.04.19 21:17 Миронов Василий

Ой) Выглядит очень забавно) Нет, конечно, так быть не должно. Вы сыр-то переворачивали или он так и лежал на одном боку?

Ссылка на комментарий Ответить

 
Миронов Василий, Сочи 08.04.19 21:11

Переворачивал как написано через три дня.а сегодя ,,лопнул".

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 09.04.19 09:31 08.04.19 21:11 Миронов Василий

Василий, снимите воск, посмотрите, что внутри?

Ссылка на комментарий Ответить

 
Миронов Василий, Сочи 10.04.19 10:09 09.04.19 09:31 Хомякова Юлия

Вот так.Еще он сильно ,,растекся' в теплой фазе с 25 до 30 см в диаметре. Буду еще пробовать,но не с Угличем.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Галина 06.05.19 21:09

Добрый день!

а столовый белый уксус это какой % имеется ввиду? 

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 07.05.19 11:34 10.04.19 10:09 Миронов Василий

Василий, и внесите защитную закваску еще. И сделайте головку либо немного выше, либо немного уменьшите диаметр. А то блин получается. Из-за этого прессование неправильно происходит.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 07.05.19 11:34 06.05.19 21:09 Галина

Добрый день! 6-9%

Ссылка на комментарий Ответить

 
Миронов Василий, Сочи 07.05.19 16:46 07.05.19 11:34 Хомякова Юлия

ОК.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 03.07.19 12:04

Лора, здравствуйте. Скажите, молоко пастеризовали, защитные закваски вносили какие-нибудь?

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 04.07.19 11:45

Лора, я рекомендую пастеризовать. Если бы Вы знали, сколько раз я уже слышала историю про "много лет у одного фермера" и с ними фото вспученных сыров... К сожалению, патогенная микрофлора может проникнуть в молоко совершенно непредсказуемым образом, и коровы при этом могут быть совершенно здоровы. Спасает от этого только пастеризация.

У вас похоже на позднее вспучивание, с участием маслянокислых бактерий. Защитными заквасками можно, конечно, этот эффект нивелировать. Содержимое защиты - l.rhamnosus, L.plantarum. 

Почитайте вот статью https://cheese-home.com/blogs/show/152/770/Syroe-moloko-v-voprosah-i-otvetah

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 08.07.19 12:36

Да, подойдет вполне.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Топольская Ольга, Moscow 18.08.19 13:40

Хм. В задумчивости. Творю из 20л. После слива 6л сыворотки и добавления воды t сразу 42. Интересно, что будет. И как так вышло. Градусник ртутный, не врёт. 

Ссылка на комментарий Ответить

 
Малов Дмитрий, Нижний Новгород 25.10.19 21:17

Добрый день! Новичок на сайте, хочу поделиться с вами опытом в приготовлении маасдама (варил первый раз) а так же спросить совета, почему сыр по вкусу получился  с еле заметной горчинкой, сладкий привкус присутствует , он так же чуть-чуть заметен, но перебивается этой горчинкой. Теперь детали производства: объём молока 50 литров (молоко фермерское, вечернее, более 12 часов после дойки). Пастеризация молока - нагрев  до 68С, активная к-ть перед внесением закваски - 6,8 ph. Вносим предварительно активизированную термофильную закваску ( Danisko TA 40/45) время 13:59, внесение проп.кислых бактерий - 14:00, вносим сычужный жидкий фермент в 14:56 (коэфф флокуляции - 2,5; время коагуляции - 12 минут) время образования сгустка - 31 мин.(кислотность перед внесением - 6,7ph) проверяем сгусток в 15:27 - все отлично. Режем сгусток по вертикали, оставляем на 5 мин., режем по горизонтали, оставляем на 10 мин., 20 мин вымешиваем при темп. 32-33С, оставляем в покое на 10 мин, далее 1/3 сыворотки заменяем водой при темп 60С( вливаем тонкой струйкой, равномерно, чтобы не было заваривания зерна), мешаем 20 минут и доводим темп до 42С, оставляем в покое на 10 мин., перекладываем зерно в формы (предварительно прогретые в сыворотке). Ставим формы под пресс с грузом 3 кг на 30 мин, через 1/2 часа переворачиваем, и помещаем под пресс с грузом 5 кг, и прессуем 12 ч., переворачивая сыр каждые 4 часа. Далее посолка из расчета 3 часа на каждые 0,5 кг сыра в 20% рассоле(не йодированная соль, вода, CaCl, 9%уксус), после посолки сушка в холодильной камере(10С) 3 дня, и покрытие латексом в 2 слоя. Далее выдержка 2 недели в холодильнике при темп 10С, 1 месяц в бродильной камере при темп 16-20С, и 2 недели в холодильнике при темп 10С, всего 2 месяца. Общий выход сыра: 3200 и 2200 гр. Сегодня вскрыли маленькую голову, запах нежный, не резкий, есть небольшой самокол, кол-во глазков среднее, но, вот эта лёгкая горчинка все портит... подскажите, пожалуйста, что делаю не так. Спасибо.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 29.10.19 16:21 25.10.19 21:17 Малов Дмитрий

Дмитрий, здравствуйте. Думаю, горчинка из-за созревания при низкой температуре (10 градусов для этого сыра мало даже в холодной камере). Кроме того, надо посмотреть, чьи пропионики. И добавляли ли хлорид кальция после пастеризации? (не увидела этого)

Ссылка на комментарий Ответить

 
Малов Дмитрий, Нижний Новгород 29.10.19 19:54 29.10.19 16:21 Хомякова Юлия

Добрый вечер! Юлия, благодарю за Ваш ответ! Признаться, я тоже подумывал на низкую температуру, сейчас поднял ее до 13С , у меня осталась одна сырная голова маасдама, хочу выдержать ее при данной температуре месяц, как Вы считаете, этого достаточно, чтобы внести изменения во вкусовые характеристики сыра и вообще, стоит это делать? Что касается хлористого кальция, да, в обязательном порядке вношу его каждый раз перед сычужным ферментом, (10гр сухого СаCl, разведённые в 100 мл кипяченой воды, из приготовленного раствора - 1,25 мл на 10 литров молока, но, при варке маасдама, внёс  5 мл раствора) Использовал вот эти пропионовые бактерии для сыра: Danisco EYES 2 LYO (2D).

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 30.10.19 11:37 29.10.19 19:54 Малов Дмитрий

Дозировка хлорида кальция не превышена, скорее всего, горчинка не от нее. Однозначно, поднять температуру стоит, и подержать так месяц. Это может помочь убрать горечь, хотя бы частично. Вообще, причин горечи множество, можете почитать тут https://cheese-home.com/article/139/584/Poroki-vkusa-i-zapaha . Но я думаю, что основная в вашем случае - это выдержка при низкой температуре. Для Маасдама, сыра на теплолюбивых термофильных заквасках, это критичный момент.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Малов Дмитрий, Нижний Новгород 30.10.19 20:29 30.10.19 11:37 Хомякова Юлия

Юлия, спасибо:) Обязательно напишу по результатам, через месяц! Скажите, а для созревания Гауды такой температурный режим (13С) тоже подойдёт?

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 31.10.19 15:52 30.10.19 20:29 Малов Дмитрий

Да, конечно, подойдет.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Малов Дмитрий, Нижний Новгород 31.10.19 20:57 31.10.19 15:52 Хомякова Юлия

Спасибо!

Ссылка на комментарий Ответить

 
Малов Дмитрий, Нижний Новгород 12.11.19 12:32 31.10.19 15:52 Хомякова Юлия

Добрый день. Юлия, в продолжении поста из темы с качоттой по закваске ТА 40/45, пишу здесь, т.к. меня волнует вопрос по маасдаму. Насколько это критично, что маасдам был приготовлен с использованием  термофильной закваски Danisko ТА 45 (сейчас зреет около 10 кг маасдама, а из вскрытой 1-ой 2-х мес. головы, из вкусовых характеристик, меня не устроила еле ощутимая горчинка, в остальном, сыр понравился, родные и друзья хорошо оценили его, причём даже больше, чем я)? Скажу откровенно, что самоучка, как и большинство, и пользовался рекомендациями других сайтов, где данный тип закваски вполне рекомендован к изготовлению таких сыров, как: моцарелла, качотта, маасдам, пармезан и российский сыр. В будущем обязательно учту Ваши рекомендации. Небольшое отступление: мне понравился калькулятор по закваскам на этом сайте, он удобный и хорошо информирован. Да что и говорить, теперь постоянно мониторю ваш ресурс, спасибо Вам за поддержку, т.к. это ценно :)

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 19.11.19 08:56 12.11.19 12:32 Малов Дмитрий

Дмитрий, здравствуйте и спасибо вам на добром слове =) 

Что касается горчинки - в данному случае не думаю, что она вызвана TA 45. Горчинку в таких сырах часто дают именно пропионики, до определенной степени это нормально, но возможно, их стоит поменять (не помню, говорили ли вы мне, какие использовали?). Также стоит вносить защитную закваску, она предотвратит маслянокислое брожение, приводящее часто к горечи в сырах и позднему вспучиванию. Сыры типа маасдам, эмменталь, из-за теплой стадии созревания, особенно этому подвержены.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Малов Дмитрий, Нижний Новгород 24.11.19 19:56 19.11.19 08:56 Хомякова Юлия

Добрый вечер!

Юлия, при варке сыра я использовал пропионовые бактерии: Danisco EYES 2 LYO (2D), и я хотел бы уточнить, маасдам можно варить используя закваску ТА 40/45?

Какие защитные закваски Вы бы посоветовали?

Спасибо.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 26.11.19 16:10 24.11.19 19:56 Малов Дмитрий

Дмитрий, добрый день. Я не рекомендую ta 40/45 использовать для приготовления сыров, она не для этого задумана. Но в случае с маасдамом ее использование допустимо.

Защитные закваски - на ваше усмотрение, можно по таблице заквасок посмотреть, сравнить)

Ссылка на комментарий Ответить

 
Малов Дмитрий, Нижний Новгород 27.11.19 21:06 26.11.19 16:10 Хомякова Юлия

Благодарю!)Юлия, скажите, пожалуйста, защитная закваска БК Углич 5А, ее можно использовать для сыров с высокой температурой 2-ого нагревания, например, для того же маасдама? И как правильно ее нужно использовать: вносить вместе с основной закваской? Если да, то в каких пропорциях? Либо, БК Углич 5А, это самостоятельный тип закваски и она подходит только для сыров с низкой температурой нагревания? 

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 28.11.19 14:52 27.11.19 21:06 Малов Дмитрий

Дмитрий, Углич 5А - это основная мезофильная закваска с доп. защитой. Для сыров с высокой температурой ее использовать не стоит. Из линейки Углича возьмите БК-Углич-П.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Малов Дмитрий, Нижний Новгород 28.11.19 15:31 28.11.19 14:52 Хомякова Юлия

Спасибо

Ссылка на комментарий Ответить

 
Светлана 01.12.19 10:25

Здравствуйте.  Мой сыр маасдам встадии теплого созревания лежит уже 4 недели при температуре 15...20 градусов в термосумке ( я раз в сутки меняю элемент холода), но он не изменил форму не "вспухает". Юлия, скажите пожалуйста, какая оптималльная температура для сыра? Может мне увеличить температуру до 22градусов?

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 04.12.19 11:17 01.12.19 10:25 Светлана

Здравствуйте. Оптимально - 16-20 градусов, как написано в рецепте. Возможно, у вас неактивные пропионики. Попробуйте подержать несколько дней при 22 градусах, если не поможет, то убирайте в холод, иначе сыр может испортиться. Он созреет, но, скорее всего, не будет глазков.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Бушмакина Светлана 06.12.19 04:27 04.12.19 11:17 Хомякова Юлия

Юлия,  спасибо. После выдержки при температуре 22 град. На какой срок убрать в холодильник и при какой температуре там выдерживать? 

Ссылка на комментарий Ответить

 
Свистова Ольга, Вихоревка 16.03.20 12:48

Первый опыт, сейчас сушится. Вес после посолки. Выставлю, после созревания что получится😉

Ссылка на комментарий Ответить

 
Маргарита 05.04.20 16:49

Добрый день. Сделала свой первый маасдам. Сейчас лежит на обсушке. Планирую покрывать воском (другого покрытия пока нет). При созревании в тёплой фазе, когда головка будет увеличиваться в размере и округляться, воск не потрескается?

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 20.04.20 13:21 05.04.20 16:49 Маргарита

Здравствуйте! Воск (именно воск) потрескается. Им лучше покрывать уже после теплой фазы. Если парафиново-восковой сплав, то он более эластичный, может выдержать.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Ивкин Алексей, Ульяновск 04.05.20 08:10

Добрый день! Мой первый маасдам на фото, он лопнул на 3 неделе теплого созревания, и пришлось его разрезать, на вкус с горчинкой и вяжущий вкус. Хочу спросить совета, почему так получилось. Как делал: 17 литров молока (молоко фермерское, утреннее 6 часов после дойки). Пастеризация молока - нагрев до 72С охлаждение в течении 20мин до 33С. Термофильная закваска Danisko TA 45 1/4 ч.ложки предварительно активировал (развел в теплой воде за 60мин перед внесением). Пропионовые бактерии Danisco EYES 2 LYO 0,1 грамма (1/3 упаковки 0,1D) тоже предварительно активировал (развел в теплой воде за 60мин перед внесением). Через 30 минут вносим сычужный жидкий фермент Hansen 1 ч.ложка и хлористый кальций 3,5мл 10% раствора. Через 50 минут проверяем сгусток на чистое отделение, все нормально, режем сгусток сначала по вертикали потом по горизонтали, вымешиваем 20 минут, далее 1/3 сыворотки заменяем водой при темп 60С (вливаем половником) температура 41С далее мешаем 20 минут, и доводим температуру до 42С, проверяем сырное зерно (сжимаем в горсть слипается, чуть пальцами размял, рассыпается на отдельные зерна) оставляем в покое на 5 минут, и сливаем часть сыворотки. В форму начал перекладывать вместе с сывороткой и руками утрамбовывать, зерно в форму не помещалось, (форма 18см написано на 2,2литра сгустка) получилось с горкой через 30 минут зерно немного осело и перевернул сырную головку, крышка формы все равно не закрывалась и пришлось с большим усилием утрамбовать зерно крышкой. Прессование 1 час весом 2кг переворачиваем, 2 часа весом 5кг переворачиваем, 10 часов весом 10кг вес сыра после прессования 2292г.Далее посолка 14часов в 20% рассоле(не йодированная соль, вода, CaCl, 9%уксус), после посолки сушка в холодильной камере(13С) 4 дня, и покрытие латексом в 2 слоя. Далее выдержка 2 недели в холодильнике при темп 13С влажность прим 70%, потом теплое созревание при температуре 17-18С на второй неделе теплого созревания сыр начал раздуваться, по высоте увеличился почти вдвое и на третьей неделе корка лопнула и пришлось его разрезать

Ссылка на комментарий Ответить

 
ROMASHOV KONSTANTIN, Псков 15.09.20 22:39

Доброго дня.
Сделали маасдам, дырочки получились мелкие, ну это видимо из за не верной закваски, Вкус отличный, насыщенный, масдамистый.
вот вопрос только, при разрезании на дырочках возникает влага, это результат конденсации, или что-то еще, или ине дозрел?
На рисунке видно на срезе размазанный ножем влажный след...

И еще в теплой камере пух хорошо, но после удаления из нее, быстро сдулся, это значит рано убрал?

Ссылка на комментарий Ответить

 
Татьяна 20.09.20 09:10

Здравстуйте, подскажите пожалуйста, в период созревания сыр можно поместить в вакуумный пакет? или это может быть только латекс или термоусадочный пакет? 

Ссылка на комментарий Ответить

 
ROMASHOV KONSTANTIN, Псков 02.10.20 21:23 15.09.20 22:39 ROMASHOV KONSTANTIN

Второй, точнее третий маасдам созрел, очень активно вспухал, но позже, когда был извлечен из теплого шкафа сплющился, в чем может быть причина?  И еще сравнительно сухой получился, если сравнивать с магазинным. может ли это быть от излишне большого веса при прессовании?

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 06.10.20 11:54 15.09.20 22:39 ROMASHOV KONSTANTIN

Добрый день! Скопление влаги в глазках - это очень даже хорошо. Показатель, что вызревание происходило правильно.

То, то сдулся, тоже нормально. Глазки же остались на месте. Вы где-нибудь видели круглый эмменталь?)

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 06.10.20 11:55 20.09.20 09:10 Татьяна

Добрый день, Татьяна. Вакуумный пакет может препятствовать расширению сыра вследствие активного газообразования, т.к. там вакуум и не происходит воздухообмена. Если и запечатывать в вакуум, то только после теплой фазы.

Ссылка на комментарий Ответить

 
ROMASHOV KONSTANTIN, Псков 07.10.20 23:00 06.10.20 11:54 Хомякова Юлия

а несколько сухой он из за чего может быть?

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 08.10.20 17:10 07.10.20 23:00 ROMASHOV KONSTANTIN

Скорее, пересушили при вызревании. Возможно еще, слишком долго вымешивали зерно при приготовлении - вышло много сыворотки, сыр получился тверже.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Лия. 16.11.20 21:04

Добрый день. А можно узнать в весе сколько нужно пропионов на 10 л. молока. 1/64 ч. ложки это так обстрактно. И еще скажите от  Sacco  пропионы хорошие? 

Ссылка на комментарий Ответить

 
Татьяна 23.01.21 22:03 14.06.18 07:06 Надежда, СПб

у меня тоже под термоусадочным пакетом плесень появилась. сняла,почистила, обработала оливковым масло и дозрел очень хорошо так , на прохладном подоконнике в кухне в контейнере без крышки, бумажным полотенцем накрывала.потом в холодильнике.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Соколов Алексей, дер. Курцево 12.02.21 16:59

Добрый день. На холодной фазе созревания в герметичном пакете "клик-клак" появляются капельки влаги. Это нормально, или недосушил? Корочка была абсолютно сухая.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Павел 17.04.21 20:08

При какой температуре сушить сыр маасдам после посолки?

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 12.05.21 22:05 17.04.21 20:08 Павел

Здравствуйте! При комнатной, не выше 24C

Ссылка на комментарий Ответить

 
Ирина 27.07.21 03:37

Уточните по рецепту маасдам сыра. Сушка сыра после соленой ванны где должна происходить? При какой температуре?

если не трудно, пришлите ответ на мою почту

irinamochalova@icloud.com

Заранее благодарю

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 09.08.21 16:12 27.07.21 03:37 Ирина

Здравствуйте. Сушим при комнатной температуре, 18-24С.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Дранкин Даниил, Новосибирск 10.11.21 18:10

Добрый день, а подойдёт закваска Sacco Lyofast MT 096 FEN для маасдама?

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 30.11.21 14:32 10.11.21 18:10 Дранкин Даниил

Здравствуйте. В принципе, можно использовать, но в ней много лишнего, что в Маасдаме не нужно. Будут отклонения в консистенции и вкусе.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Дранкин Даниил, Новосибирск 08.12.21 15:07

Спасибо большое, Уже попробовал сделать. Сейчас зреет. А для каких сыров подойдёт эта закваска? Заранее спасибо.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Веденеев Михаил, Канск 29.01.22 14:05

Здравствуйте! Пастеризовал. Оборудование чистое. Влажность, температура созревания в пределах нормы. Запах как должно быть. Что с ним?? 

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 01.02.22 22:50 29.01.22 14:05 Веденеев Михаил

Здравствуйте! На фото типичная картина позднего вспучивания. Оно происходит из-за наличия в молоке клостридий. При пастеризации эта флора не всегда уничтожается, рекомендуется внесение защитных заквасок.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Владимир 28.03.22 09:10

Купил для приготовления Маасдам закваску Углич-ТНВ и пропионовые бактерии Углич-ПРО. Подскажите, можно с ними использовать защитную закваску Углич-П? (В ее описании указаны только несколько заквасок с которыми она работает и там нет Углич-ТНВ)

Ссылка на комментарий Ответить

 
Гость 31.03.22 10:01

Юлия, добрый день! Помогите пожалуйста разобраться с приготовлением производственной (материнской) закваски. На сайте указан подробно способ ее приготовления, но у меня вопрос по количеству вносимый заквасок различных производителей. Я пользуюсь электронными весами, т.к. количество мерных ложек это очень грубый подсчет и тем более с учетом разных производителей. Я хотел у Вас спросить как мне посчитать вес вносимой закваски на 1 литр молока для производственной закваски в зависимости от объема закваски, которую различные производители дают для своей продукции. Например мезофильная закваска Hansen CHN-19 50U рассчитана на 500 литров молока при прямом внесении, в упаковке 11 гр., т.е на 1 литр молока необходимо внести 0,022 гр., а сколько необходимо взять данной закваски для приготовления 1 литра производственной (Материнской) закваски?

Заранее спасибо за ответ!

Ссылка на комментарий Ответить

Показать все 85 комментариев
 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 14.07.22 16:09 28.03.22 09:10 Владимир

Добрый день, Владимир. Углич-П это мезофильная защитная закваска (содержит L.plantarum), в Маасдаме, скорее всего, не сработает в полной мере. Для него лучше использовать закваски, содержащие L.rhamnosus.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Ирина 22.10.22 19:25

Подскажите, правильно получился сыр с маленькими глазками, если использовала пропионовые УгличП. Читала ниже комментарии, что она плохо работает. На вкус очень вкусно, но дырок больших нет. А первый раз такой красивый получился, с большими дырками, но там использовала другие. 

Ссылка на комментарий Ответить

 
Татьяна 05.11.22 21:45

Спасибо огромное за рецепт! Сыр делала из 5 литров молока, для пробы. Всё получилось: аромат настоящего паслась, дырочки крупные. Может их немного больше, чем положено, но по вкусу- это настоящий Масдам☺️

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 16.11.22 19:40 22.10.22 19:25 Ирина

Ирина, здравствуйте! Совершенно верно, очень многое зависит от пропионовых бактерий, т.к. они тут всю работу делают. Плюс, размер головки имеет значение.

Ссылка на комментарий Ответить

 
Хомякова Юлия, Санкт-Петербург 16.11.22 19:41 05.11.22 21:45 Татьяна

Татьяна, здравствуйте! Поздравляю с отличным результатом!)

Ссылка на комментарий Ответить